ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА 2023

 

В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского 2023 год Указом Президента России объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.

Учитель – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Как и всё на свете, со временем она претерпевает изменения.

Какой он современный педагог? Современный педагог – это человек интересный, понимающий, любящий свой предмет, умеющий использовать новые технологии и находить подход к каждому ученику.
Зачем нужен наставник? Наставник – это помощник в учёбе. Обычно он: проводит с ребёнком встречи, направленные на развитие soft skills (навыков тайм-менеджмента, коммуникации, креативного мышления), следит за нагрузкой ребёнка, помогает ему распределять время, консультирует семью о процессе учебы, следит за успеваемостью и говорит об этом с родителями, решает организационные и технические вопросы, мотивирует и подбадривает ребёнка.

Учителя и наставники — это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель своего ученика, таким будет ученик. Говоря о великих личностях истории, мы обязательно вспоминаем их наставников: Александра Македонского и Аристотеля, Петра I и Семеона Полоцкого.
В настоящее время престиж профессии педагога не высок. Повышение социального престижа профессии, развитие творческого и профессионального потенциала учителей, признание особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность – вот цель объявленного президентом Года педагога и наставника в 2023 году.


КАЛЕНДАРЬ ГОДА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Главная дата Года педагога и наставника – 200-летний юбилей основоположника отечественной педагогической школы Константина Ушинского. Он родился 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1983 г. Есть разночтения: многие источники указывают 1824 г. рождения Ушинского. Но это распространенная ошибка, допущенная десятилетия назад биографами. Мать Константина Дмитриевича указала именно 1823 г.
Константин Дмитриевич является автором книг «Родное слово» и «Детский мир». Это были первые в России общедоступные учебники для начального обучения детей, книги, понятные всем детям: рассказы и сказки о жизни природы и о мире животных. Ключевые активности учреждений культуры важно приурочить ко дню рождения знаменитого педагога.

17 января - Международный день наставничества
21 января -Международный день аспиранта
25 января -День студента
7 февраля -День российского бизнес-образования
19 февраля -День рождения Константина Ушинского
1 марта -Всемирный день гражданской обороны (День учителя ОБЖ)
4 марта -Международный день числа «Пи» (День учителя математики)
13 марта -135-летие педагога Антона Макаренко
2 мая -Всемирный день астрономии (День учителя астрономии)
22 мая -Международный день биологического разнообразия (День учителя биологии)
24 мая -День славянской письменности и культуры
25 мая -День филолога
12 августа -День физкультурника (День учителя физкультуры) (вторая суббота августа)
1 сентября -День знаний  
8 сентября -Международный день распространения грамотности
26 сентября -День европейских языков (День учителя иностранных языков)
27 сентября -День педагога дошкольного образования
28 сентября -105 лет педагогу Василию Сухомлинскому
1 октября -Международный день музыки (День учителя музыки)
2 октября -День социального педагога
5 октября -День учителя
19 октября -Всероссийский день лицеиста
30 октября -День школьных библиотек (последний понедельник в октябре)
30 октября -День матери в РФ (мама – главный наставник!)
17 ноября -Международный день студентов
4 декабря -День информатики(День учителя информатики)
14 декабря -День Наума Грамотника – день, когда на Руси начинались занятия

Указ Президента РФ О проведении в РФ Года педагога и наставника

Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25_12_2019 № Р-145

Брендбук Года педагога и наставника можно скачать здесь   (официальный логотип, дизайн интернет-рекламы, наружной рекламы и другой полиграфической продукции, которую можно использовать в оформлении мероприятий)

 

НАСТАВНИЧЕСТВО В ШКОЛЕ

Программа наставничества МАОУ «Школа №103» ГО г. Уфа РБ на 2022-2023 учебный  год (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

 

В соответствие с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» образовательные организации (далее – ОО) должны разработать и осуществить реализацию Программ наставничества (далее – Программа).

 

В соответствие с ГОСТ Р54871-2011 («Проектный менеджмент. Требования к управлению программой») Программа – это совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений.

 

Структурное построение Программы как документа планирования определяется процессом ее разработки, который предполагает выполнение следующих содержательных этапов:

 

  • целеполагание (определение и согласование со всеми участниками системы наставничества в ОО цели и задач);
  • определение форм наставничества, как проектов в рамках Программы;
  • выбор ролевых моделей в рамках форм наставничества, как микро-проектов;
  • разработку типовых индивидуальных планов развития наставляемых под руководством наставника (далее – Индивидуальных планов) в разрезе форм наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.

 

Цель программы:

 

Обеспечить развитие участников внедрения Целевой модели наставничества в МАОУ «Школа №103» ГО г.Уфа РБ и улучшение личных показателей их эффективности в разрезе форм наставничества.

 

Задачи программы:

 

 

  • Обеспечить разностороннюю поддержку обучающегося с особыми образовательными/социальными потребностями и/или временную помощь в адаптации к новым условиям.
  • Обеспечить успешное закрепление на месте работы в должности педагога    молодого специалиста, повышение его профпотенциала и уровня создание комфортной профессиональной среды для реализации актуальных педзадач на высоком уровне.
  • Обеспечить успешное формирование у школьника представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов, метакомпетенций и мотивации, появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и проф. траекторий развития.
  • Обеспечить успешное формирование у учеников средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.
  • Обеспечить получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации

 

 

Формы наставничества

 

Исходя из образовательных потребностей МАОУ «Школа №103» ГО г.Уфа РБ данной целевой  модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик –ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик».

<